Рококо

rokoko

Достаточно стремительное развитие интерьерного искусства в XVIII веке обусловило частую смену стилей внутренней отделки домов. Одновременное сосуществование сразу трех направлений повлияло на развитие стиля рококо. Это было логическое завершение барокко и начало классицизма. 
В стиле рококо ордера в декорировке не употребляются. Единственным приемом оформления стен являются филенки и панно. Карниз как таковой часто отсутствует и заменяется тонкой тягой. Обнаруживается тенденция к слиянию основной плоскости стены с вышележащей падугой, с тем чтобы стена незаметно переходила в плафон.

Панно обрабатывались очень мелким орнаментом. Орнамент обрамления стенных панно, плафонных розеток, десюдепортов (наддверников), филенок дверей, рам, зеркал чаще всего симметричен по построению, по иногда и асимметричен. В основе его лежат мотивы акантового листа и его побегов, раковины, морской волны, источенных морским прибоем камней, трельяжной сетки; все эти темы сильно стилизованы.

Иногда в орнамент вплетаются китайские мотивы.

Широко используются зеркала.

К этому необходимо добавить еще один очень важный фактор » специфический колорит, который строится на гамме забеленных, приглушенных, бледных тонов. На смену мажорным, интенсивным цветам зрелого барокко XVII века (стиля Людовика XIV) приходят оттенки жемчужно-серого (гри де перль), голубоватого (перванш), цвета крабового мяса (сомон), бледно-охристого (беж) и другие. Предпочтительным вниманием пользуется белый цвет. Золото для деталей применяется не только »горячее », но и холодных зеленоватых оттенков, иногда матовое. Как и прежде, уделяется особое внимание серебру. Все сказанное распространяется на мебель и изделия прикладного искусства.

Главные признаки рококо » легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос основного акцента в оформлении на орнамент, большей частью сильно стилизованный, волнообразность очертаний предметов » распространились на мебель и другие виды предметного мира.

rokoko (1)

Мебель в это время, прежде всего стулья, кресла, уменьшается в своих габаритах: постепенно снижаются спинки, утончаются ножки и подлокотники, сиденья же расширяются. Ножки органично переходят в раму сиденья, прологи исчезают. Все части мебели наделяются тонкой резьбой в виде цветов, раковин, стилизованного орнамента. Деревянные части золотятся или покрываются краской » фон одним цветом, резьба другим.

В формах кроватей также наблюдается достаточное многообразие. Сохраняется балдахин, но иногда он крепится не на колонках, а под потолком, и конструктивно с кроватью не связан.

Гобелены, как и ранее, занимают видное место в убранстве интерьеров.